Сегодня повзрослевший (в конце января ему исполнилось двадцать четыре) Максим Калиниченко играет на месте залечивающего травму Титова. И очень старается. Он заметно прибавил, стал более уверен в своих силах и даже начал ругаться с арбитрами. В среду в турецком городке Аксу, где сейчас живет и работает "Спартак", Калиниченко на глазах корреспондента "СЭ" пытался словами воздействовать на пожилого турка, судившего матч москвичей с корейским LG. Арбитр футболиста слушал, хотя вряд ли что-то понимал в эмоциональных монологах собеседника. Но желтую карточку спартаковец перед собой не увидел, хотя порой и заслуживал. Как бы то ни было, Калиниченко пытается справиться с поставленной задачей - пусть временно, но заменить лидера команды, которая уже стала для него родной.
МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ
- Вы начинаете в "Спартаке" уже пятый сезон. Можно сказать, ветеран...
- В ветераны пока рановато, - возражает Калиниченко. - Но старожилом уже считаюсь. При нынешней текучке кадров в "Спартаке" четыре года - срок солидный.
- К жизни в московском мегаполисе тоже уже привыкли?
- Поначалу было очень трудно, но теперь привык. Хотя не могу с уверенностью сказать, что свяжу свою жизнь именно со столицей России. С другой стороны, у меня есть московская квартира, а это - с учетом московских цен на недвижимость - почти состояние.
- Вы украинец, но говорите по-русски без привычного для многих ваших земляков акцента.
- Я и сейчас могу говорить, смягчая букву "г" (смеется). Но слежу за своей речью и научился говорить, как типичный москвич.
- Это так важно?
- Жена, едва мы переехали в Москву, плакала после походов в магазины. В ней, с ее типичным выговором, легко распознавали приезжую. Часто приходилось слышать: "Понаехали тут". Но Москва слезам не верит. Пришлось нам избавляться от "акцента".
- А где вы родились?
- В Харькове. Но в местном "Металлисте" не провел ни одного матча. Большой футбол для меня начался в днепропетровском "Днепре".
- На мой взгляд, для украинского футбола в целом и харьковского в частности вы - игрок не совсем типичный. Меньше атлетизма и неуступчивости, больше филигранной работы с мячом и умения сыграть нестандартно.
- Согласен со сказанным. И очень хорошо, что в юности мне встретились люди, которые подсказали, где именно я могу полнее раскрыть себя как футболист.
ЭТО ВАЖНОЕ СЛОВО "ЗАХОТЕТЬ"
- "Спартаковский футбол". Что, на ваш взгляд, это словосочетание - миф или реальность?
- Отчасти - миф, который создала пресса. Но есть и нечто такое, чего нельзя описать словами. Дело даже не в рисунке игры, а в принципах, на которых строится работа в команде. Объяснить это сложно. Нужно чувствовать.
- А за словосочетанием "спартаковский игрок" скрыто что-то реальное?
- Да. В нашу команду подбирают людей, которые обладают определенными качествами. Если ты всю игру делаешь подкаты и можешь предельно жестко встретить соперника, это отнюдь не гарантия, что "Спартак" - твоя команда. Критерии иные. Но не каждый игрок способен раскрыть качества, которые помогли ему попасть в "Спартак".
- Трудно научиться спартаковскому футболу?
- Олег Иванович Романцев на тренировках часто повторяет одну из любимых фраз: "Научить футболиста играть я не могу. В моих силах лишь помочь ему выучиться играть в хороший футбол". В "Спартаке" никто никого не увещевает и не наставляет на истинный путь. Не принято.
- Нужно до всего доходить самому?
- Конечно, тренеры могут помочь, но захотеть за футболиста учиться играть они не способны. "Захотеть" - самое важное слово в разговоре о том, что такое "Спартак" и его футбол. Далеко не все, попав в нашу команду, это понимают. Текучесть кадров говорит сама за себя.
- А вы быстро поняли, как выжить, а потом заиграть в красно-белой команде?
- Да. Мне очень хотелось закрепиться в ней. Все, что говорили тренеры и партнеры, я впитывал. К тому же в команде было много украинцев, с помощью которых я довольно быстро адаптировался.
- Сейчас вы играете на месте Егора Титова. И вас, что естественно, сравнивают. Вы готовы к этому?
- Егор - личность, талантливый человек. Причем во всем. С ним и разговаривать очень интересно. Сегодня он - настоящий символ "Спартака". И не надо меня с ним сравнивать. Это бессмысленно. Второго Титова нет и не будет.
- Но вы бы, наверное, хотели, чтобы года через три-четыре кого-то сравнивали с Калиниченко?
- Любой уважающий себя футболист стремится, чтобы о нем осталась хорошая память, чтобы со временем его игра стала бы поводом для сравнений. Я не исключение.
- А вы готовы взвалить на себя ношу лидера?
- Так уж вышло, что мне эта роль досталась прошлой осенью, когда "Спартак" переживал не лучшие времена. На меня надеялись и партнеры, и тренеры, но я был не готов физически играть на хорошем уровне. А когда пошли неудачи, сдал и морально. Надеюсь, это было лишь стечением обстоятельств. Знаю, что от меня ждут большего, и готовлю себя к этому.
ИСТОРИЯ "БУНТА"
- В свое время вы со скандалом покинули молодежную сборную Украины. Та история не получила в России широкой огласки, а вот в родной стране о Калиниченко в ту пору писали много. Теперь, по прошествии лет, вы можете рассказать, что тогда случилось?
- Конфликт. Он возник из-за денег. Я человек, готовый выполнять все, что от меня требуется. Но взамен требую исполнения обязательств второй стороной. В сборной нам пообещали платить премии за победы в каждом матче. Пару раз заплатили. Но когда мы выиграли еще пару матчей, условия премирования решили пересмотреть. В одностороннем порядке. Игрокам сообщили - премии, мол, выплатят, если выполним задачу. А не получится - и премиальных не будет. Естественно, начался ропот, который перешел в открытое возмущение. А зачинщиком "бунта" руководство сборной посчитало меня.
- И отчислило...
- При этом в украинской прессе меня представили злостным нарушителем режима, который чуть ли не напился на базе национальной сборной накануне матча. На самом же деле я отказался ехать на стадион смотреть матч национальной сборной и наблюдал его по телевизору. А базу я покинул вместе с женой - было важное и срочное дело, ради которого отлучился на несколько часов. При этом, замечу, выполнил все предписания врачей и тренеров.
- Судя по тому, что в национальную сборную вы ездите, конфликт удалось сгладить.
- У меня не было конфликта с Федерацией футбола Украины. Я поссорился с одним-единственным человеком. Фамилию называть не хочу, но мы до сих пор только киваем друг другу при встречах. История была неприятная, но хочу подчеркнуть: я никогда не отказывался от выступлений за сборную Украины. Наоборот, приезжаю в команду с удовольствием. Хотя тогда, после отчисления, порывался написать отказ.
- Вовремя остыли?
- Помогли травма и... Вячеслав Грозный. Когда в "Спартак" из Киева пришел вызов, я сгоряча заявил: никуда больше не поеду. Грозный смог мне объяснить, что к чему в этой жизни. А поехать в тот раз я все равно не мог - получил травму, с которой начались мытарства, завершившиеся операцией.
- Нынешний "Спартак" - команда, в которой есть большая группа молодежи и опытные игроки - Титов, Ващук, Парфенов, Баранов. Вы по возрасту где-то посередине. А к кому все-таки ближе?
- Я действительно как бы среднее звено нынешнего "Спартака". Общаюсь же и с молодыми, и с поколением Титова. Мне одинаково легко со всеми. А вот молодым проще со мной, чем с Титовым или Ващуком. Я тех, кто помладше, неплохо понимаю. Сам недавно был таким. Стараюсь им помочь.
- Получается?
- Надеюсь.