Виталий Кварцяный — один из тех редких персонажей, к которым нельзя относиться равнодушно. Кто-то считает его главным украинским футбольным правдолюбом, правдорубом и просто настоящим мужиком. Другие утверждают, что он просто психически неуравновешенный матершинник. Кто-то восхищается его умением находить таланты в такой глухомани, где не ступала нога футбольного скаута. Другие укажут на большое количество «левых» игроков, проходящих через его команды, и намекнут, что Виталий Владимирович что-то с этого имеет.
«Кварцяного в сборную! Он бы там навел порядок!»Одни отмечают его способность из довольно посредственных исполнителей слепить боеспособный коллектив и в комментариях на Football.ua при каждом удобном случае пишут: «Кварцяного в сборную! Он бы там навел порядок!» Их оппоненты морщат носы от футбола, который демонстрируют подопечные Виталия Владимировича, и о тренерских способностях этого специалиста отзываются весьма критично. Но самое главное, что никто не остается в стороне. Такая персона, как Кварцяный, не может оставить равнодушным того, кто хоть как-то знаком с украинским футболом. К тому же, в любом случае, Виталий Кварцяный на протяжении многих лет остается одним из самых заметных и медийно востребованных тренеров в Украине.
***
К слову «Европа» можно подобрать много рифм, но первой на ум всегда приходит лишь одна из них. Аналогичная ситуация с волынским футболом времен независимости. Если задуматься, можно вспомнить много славного и интересного из его истории, но возглавлять ассоциативный ряд, безусловно, будет Виталий Кварцяный. Своему родному городу он посвятил практически всю свою футбольную карьеру, как игровую, так и тренерскую.
«Кварцяный для Волыни был словно флаг или бренд»«Кварцяный для нашего клуба был словно флаг или бренд», - кратко, но емко охарактеризовал значимость своего бывшего наставника для ФК Волынь вратарь Всеволод Романенко. Вероятно, только в Луцке Кварцяного принимали и ценили как тренера, а не как конвейер сочных цитат. Когда Волынь проигрывала, вся Украина с нетерпением ждала послематчевую пресс-конференцию и предвкушала новые словесные перлы, а в Луцке болельщикам, как и самому Кварцяному, было не до смеха. Когда Волынь вылетала из высшего дивизиона, жалела практически вся Украина. Но если жители других городов жалели, что как минимум на год сольные выступления Кварца на пресс-конференциях окажутся вне зоны их внимания, то в Луцке переживали за команду, а не за послематчевые комментарии. При минимальном финансировании Виталий Кварцяный всегда удерживал ФК Волынь на плаву, попутно кроя матом местных чиновников, которые особой любовью к местному клубу никогда не отличались. В определенные периоды создавалось впечатление, что луцкий клуб существует исключительно благодаря энтузиазму Кварцяного, и вполне возможно, что впечатление было правильным.
Кварцяный-игрок, выступая за предшественник Волыни Торпедо (Луцк) и заводской Приборист, больших успехов не добился, зато с ранних лет начал готовить себя к тренерской деятельности. Теорию он постигал в Высшей киевской школе тренеров, а практику получал в Прибористе, где был играющим тренером. Добившись неплохих результатов на таком скромном уровне, молодой тренер в 1984 году получил приглашение в главную команду волынского региона, которая на тот момент называлась Торпедо. Возглавлял команду другой молодой и никому не известный специалист Мирон Маркевич. После ухода Мирона Богдановича Кварцяный занял его место во главе команды и уже через год выиграл украинскую группу второй лиги СССР.
Кварцяный в начале 1990-х без особых успехов трудился в скромной польской Островии. Вернулся Виталий Владимирович в Волынь уже в сезоне 1994/95, когда нищая луцкая команда уверенно катилась по направлению из высшей лиги в первую. Ценой невероятных усилий Кварцяному и его подопечным удалось удержаться в элитном дивизионе, но финансовые проблемы никуда не делись и уже в следующем сезоне Волынь понизилась в классе. После этого Кварцяный снова на несколько лет покинул Луцк, поработав за это время в хмельницком Подолье, аматорском Подшипнике и скаутом у старого знакомого Мирона Маркевича в запорожском Металлурге. Но когда его в 2001 году вновь позвали в Волынь, которая деградировала в первой лиге, Кварцяный не отказался. Он пришел в клуб вместе с новым президентом Василием Столяром и уже в следующем сезоне вернул луцкую команду в высшую лигу. Именно после этого возвращения в элитный дивизион Виталий Кварцяный стал знаменитостью всеукраинского масштаба, а его команду начали узнавать не только по эмблеме на груди, а и по собственному стилю игры.
Виталия Владимировича сравнивали с сэром Алексом Фергюсоном в первую очередь потому, что Кварцяный, подобно легендарному наставнику Манчестер Юнайтед, практически всю свою тренерскую карьеру посвятил одному клубу. Но не только этим Кварцяный был похож на шотландского коллегу. Как и у Ферги, его полномочия в клубе выходили далеко за рамки чисто тренерских обязанностей. Потому у Виталия Владимировича было только одно ограничение при строительстве команды своей мечты — финансы. Все остальное зависело едва ли не от него одного. Волынь образца нового тысячелетия была практически полностью его детищем, и надо сказать, что детище это было внушительных размеров — вымахало под 190 сантиметров. В районе этой отметки был средний рост команды Кварцяного.
«Я хочу стереть всех с лица земли. Хочу силу, атлетизм, технику. Пока есть только сила и атлетизм. На технику денег не хватает», - говорил Виталий Владимирович.
«Я сравнивал и пришел к выводу, что даже не имея хорошей игровой техники, с мощными исполнителями при их одержимости можно добиваться результата», - объясняет Кварцяный.
«Через меня прошли высокорослые мощные игроки, которые могли выдержать всю систему подготовки, что выводила их на новый уровень. Именно за счет того, что можно было реализовать их природный физический потенциал. Девич с ростом 186 см был в Волыни одним из самых маленьких».
Именно физическая мощь была главной отличительной чертой луцкой команды. И свою физическую силу игроки Волыни использовали по назначению — боролись, стелились в подкатах, рвали жилы в матче с любым противников. Если же кто-то осмеливался на секунду остановиться, с кромки поля немедленно доносился зычный голос главного тренера, и в выражениях Кварцяный не стеснялся. А после матчей, зачастую даже победных, на пресс-конференции наставник Волыни выливал на своих подопечных, которые где-то не добежали или убрали ногу, ушат дерьма. Но на пресс-конференциях были еще цветочки — о методах воспитательной работы Кварцяного внутри коллектива, ходят легенды.
«У него была овчарка, он ее любил, - смеется один из воспитанников Виталия Владимировича Евгений Хачериди. - Он постоянно приводил ее на тренировку. Бросал мяч и говорил овчарке - «Фас»! Собака разрывала мяч на части. «Вот видите, как играть надо?!» - кричал Кварцяный».
«Если Кварцяный видел, что защитник боится, играет мягко, он входил в раздевалку, разбегался и сам падал в подкате: «Вот так надо было!»
«Если Кварцяный видел, что защитник боится, играет мягко, он входил в раздевалку, разбегался и сам падал в подкате: «Вот так надо было!» - вспоминает бывший игрок Волыни Миодраг Джудович. - А если кто-то на фланге не отработал, пропал, спрятался, он сам начинал прятаться по всей раздевалке. Вдруг из-за стула выскакивал: «Ку-ку». Или из массажного кабинета: «Ку-ку». Или из-за входной двери: «Ку-ку». И потом спрашивал: «Что это за футболист, который прячется на футбольном поле?»
Но это не значит, что после каждой игры футболистов Волыни в раздевалке ждало жестокое наказание от тирана-тренера. Бывшие игроки луцкой команды говорят, что Кварцяный не может терпеть безразличия и слабости, если же команда старается и борется, Виталий Владимирович будет хвалить ее вне зависимости от результата игры. А после одного крупного поражения Кварцяный собрал всех футболистов с семьями на даче, где накрыл на всех стол. «После этого команда не проигрывала три месяца! Первый круг чемпионата мы закончили на третьем месте», - говорит Джудович.
Было это в сезоне 2005/06. Первый круг Волынь действительно завершила следом за недосягаемыми Динамо и Шахтером, а весной умудрилась докатиться до предпоследнего места и вылететь. За зиму финансовые проблемы клуба, которые прежде были хроническими, но терпимыми, усугубились до предела, и Волынь вряд ли смогла бы заявиться на новый сезон в высшей лиге, если бы в ней удержалась.
В первой лиге Кварцяный со своей командой провел четыре сезона, а в элитном дивизионе в этом время выступали игроки, которых главный тренер Волыни нашел в отдаленной футбольной глуши и сделал звездами украинского чемпионата. Имен Василия Сачко, Папы Гуйе, Марко Девича и других игроков без Кварцяного украинские болельщики сейчас могли бы вовсе не знать. Причем порой, чтобы оценить потенциал футболиста, Кварцяному хватает и пяти минут. «Хотя парень и сыграл всего минут пять, а затем повздорил с грубияном-соперником и был удален с поля, мне хватило этого времени, чтобы оценить его технику и заряженность на борьбу. Было решено – будем брать!» Так в Луцке появился будущий форвард Металлиста, Шахтера и сборной Украины Марко Девич.
Три сезона в первой лиге Волынь провела без задач и, соответственно, успехов. Но как только финансовое положение клуба стабилизировалось, Кварцяный вернул команду в высший дивизион, попутно остановившись в шаге от финала Кубка Украины. Затем Волынь без особых проблем удержалась в Премьер-лиге, но следующей зимой у клуба поменялись владельцы, поменялись задачи и для выполнения этих задач был приглашен Анатолий Демьяненко, а Кварцяный, предварительно успев устроить скандал на тему судейства, отправился работать на телевидение. Впрочем, телекарьера Виталия Владимировича была недолгой, поскольку его позвали в Кривбасс. Быстренько разругавшись в Кривом Роге с футболистами и руководством, Кварцяный еще до начала нового чемпионата покинул команду, а уже по ходу нынешнего сезона принял запорожский Металлург, в котором теперь также грозится разогнать полкоманды и собрать новый коллектив либо же уйти самому.
Причины неудач Кварцяного за пределами Луцка сейчас кажутся вполне очевидными. Если в Волыни он на протяжении долгих лет был царь и бог и о сопротивлении со стороны игроков не могло быть и речи, то теперь ему приходится работать со сформированным коллективом футболистов, и далеко не каждый из них хочет мириться с неординарными тренерскими методами нового наставника. Из слов самого Кварцяного следует, что и в Кривбассе, и в запорожском Металлурге он требовал и требует широких полномочий, хотел и продолжает хотеть, как в свое время в Волыни, построить совершенно новую команду. А для этого сначала нужно разрушить старую. В Кривом Роге идти на это, несмотря на изначальные договоренности, в итоге отказались. Готовы ли к этому в Запорожье? Нужно совсем немного терпения — и будет видно. Но даже если у Кварцяного больше нигде ничего не получится и он вернется на телевидение, его еще долгие годы будут помнить как одного из самых видных и неординарных тренеров в украинском футболе.
Досье
Виталий Кварцяный
Родился 19 июля 1953 года
Тренерская карьера (как главный тренер): Волынь (1989, 1994-96, 2001-11), Островия, Польша (1990-94), Подолье (1997-98), Подшипник (1999), Кривбасс (2012), Металлург З (2012 - …)
Достижения: победитель чемпионата СССР во второй лиге (1989), победитель чемпионата Украины в первой лиге (2002)
Мнение эксперта
Петр Кушлык, украинский тренер: «Если откровенно, то я не встречал больше наставника, который обладал бы таким талантом объединять подопечных общей целью. И можно лишь догадываться, каких успехов мог бы достичь Кварцяный, если бы у возглавляемой им Волыни периодически не возникали трудности с финансированием».
Мнение эксперта
Евгений Хачериди, защитник Динамо и сборной Украины: «Кварцяный - прекрасный тренер. Он не только квалифицированный специалист, но и замечательный человек. Очень добрый. Нет, на полном серьезе. Эмоциональный только. Но он переживает за результат всем сердцем, он предан любимому делу».
Станислав Салата, Football.ua