Последние секунды Кубкового финала в Харькове. Донецкий Металлург из последних сил пытается спастись от поражения, игроки Таврии, изнемогая от усталости, отчаянно отбиваются. Еще одно мгновение, и звучит финальный свисток. Футболисты донецкой команды падают на газон, заливаясь слезами. Это мог быть первый трофей в истории клуба, но вожделенный Кубок ускользнул в руки соперника. Марио Сержио бьется в истерике, Чечер стоит на коленях, понуро опустив голову. Держит себя в руках лишь один человек. Николай Костов спокоен, как никогда. Он понимает, что его ребята выложились до последней капли пота, отдали все силы. Но такова жизнь – далеко не всегда сильнейший выигрывает. Так начинался закат ошеломительной карьеры болгарского специалиста в Металлурге, которому он вернул былую славу, с которым пробился в еврокубки и игру которого специалисты в один голос называли самой привлекательной в украинском чемпионате…
Первые шаги
Костов всегда с большим уважением относился к работе. Не обладая врожденными талантами, которые вмиг могут вознести футболиста на вершину популярности, Николай выбрал путь трудоголика, тернистый и преисполненный препятствий. Будущий комбинатор всегда оставался в тени своих более заметных партнеров, исполняя роль бойца невидимого фронта. За 13-летнюю карьеру игрока он не получил ни одного вызова в национальную команду Болгарии, хотя был ключевым исполнителем лидера отечественного футбола Левски, в составе которого выиграл три чемпионских титула. Понимая, что всемирного и общеевропейского признания ему добиться не светит, Костов решил разнообразить свою жизнь.Понимая, что всемирного и общеевропейского признания ему добиться не светит, Костов решил разнообразить свою жизнь
Кипр… В конце восьмидесятых – начале девяностых многие болгарские игроки средней руки отправлялись в теплые края, чтобы немного подзаработать. Не стал исключением и наш герой. Наверное, Костов-футболист не подозревал, что остров в Средиземном море станет его вторым домом и именно там он сделает себе имя как тренер. В Ларнаке, находящийся на закате карьеры болгарин, провел всего три года, но своей самоотдачей и трудолюбием он быстро завоевал любовь местных фанатов.
Не последнюю роль в признании сыграл и характер будущего тренера, который станет его фирменной чертой. Костов обладал уникальным умением располагать к себе людей: тренеров, партнеров по команде и всех, всех, всех. Не устояли перед Николаем и горячие кипрские болельщики, для которых он стал своим, родным.
Путь игрока-трудоголика не принес болгарину славы и признания. Так что Костов не стал тянуть кота за хвост, ждать и пытаться кому-то что-то доказать. Он поступил мудро, в раннем возрасте повесив бутсы на гвоздь и сосредоточившись на карьере тренера. Что из этого получилось? Очень даже интересная и оптимистичная история…
Неприветливые домашние стены
Как бы хорошо на чужбине ни было, но Костов не рискнул делать первые шаги в новой для себя жизни в заморских краях. Хотя предложения, признаться, у него были. Николай же твердо решил вернуться на родину. Добруджа – первым местом работы молодого специалиста стал один из самых бедных коллективов болгарского чемпионата. "У нас были проблемы с финансированием. Ребята даже отказывались выходить на поле, но я понимал, что не могу допустить этого провала. Так что мне приходилось уговаривать, кричать, а кому-то даже угрожать. Главное, что подход удалось найти к каждому игроку", - вспоминает Костов свое прошлое. Так, перебиваясь с хлеба на воду, Николай провел в Добрудже целых три года. Три года мучений окончательно отбили у наставника желание работать дома. Позже он еще попробует себя в роли тренера Левски, но этот ход будет восприниматься им больше в качестве эксперимента, причем не самого удачного.
Из Добруджи Костов уходил с высоко поднятой головой. Команда, пребывающая на грани финансового краха, заняла 11-е место, сохранив за собой место в элите. И это несмотря на ужасную атмосферу внутри коллектива да и, откровенно говоря, не самый сильный подбор исполнителей.
Следующим местом боевой славы молодого, но чрезвычайно перспективного специалиста, который прогрессировал в своем профессионализме не по дням, а по часам, стал кипрский Анортосис, которому Костов посвятил "золотые годы" своей карьеры. Правда, доверять зеленому и необстрелянному в Ларнаке никто не спешил, пригласив для начала на место старшего тренера дублирующего состава. Позже Николай назовет этот этап своей карьеры одним из самых важных: "Работа с молодежью научила меня видеть футбол изнутри, смотреть в корень. Именно там я научился распознавать перспективных ребят и видеть в них потенциал".
"Работа с молодежью научила меня видеть футбол изнутри, смотреть в корень"
Еще в первые годы работы тренером Костов проявил себя в качестве адепта атакующего футбола. Правда, Зденека Земана из него не получилось – может, это было и к лучшему – наряду со зрелищной и комбинационной игрой в атаке, команды Николая отличались выдержкой и внимательностью у своих ворот. Такой стиль игры вмиг стал фирменным почерком болгарского специалиста, превратив его в одного из самых востребованных тренеров кипрского футбола. Отработав три года на подхвате, наш герой таки удостоился чести носить гордое звание "главный тренер". Под руководством Костова Анортосис совершил серьезный скачок в своем развитии. Построив команду на собственных воспитанниках, Николай привел клуб к серебряным медалям чемпионата и подарил ее поклонникам радость победы в национальном Кубке. Все шло хорошо, но молодому специалисту не сиделось на месте. Столичный Олимпиакос, АЕК, снова Олимпиакос – Костов исчерпал себя в кипрском футболе. Жажда перемен вновь взяла верх над желанием надолго осесть на одном месте, и тренер отправился в поисках счастья в далекую Армению.
Металлургическое признание
Подписывая контракт с Бананцем, болгарский тактик и стратег, наверное, не подозревал, что совсем скоро судьба занесет его в Металлург. Глупо полагать, что Костов был осведомлен о тесной связи между армянским чемпионатом и донецким клубом. Но получилось так, что после успешного года у руля Бананца, который лишь на финише уступил в чемпионской гонке, специалист привлек внимание спортивного директора украинского клуба Вардана Исраеляна. Отказаться от финансово привлекательного предложения дончан Костов не решился. Наверное, переход в Металлург стал для тренера поворотным моментом карьеры, качественным скачком в собственном профессиональном развитии.
Будучи по своей природе человеком деятельным, наставник быстро ввел в Металлурге свои порядки. Изможденный непонятными тренерскими перестановками, странной трансферной политикой, засоренный множеством бесполезных и по сути ненужных игроков клуб находился, мягко говоря, в плачевном состоянии. На момент назначения Костова на пост тренера дончане боролись за выживание в элите. С горем пополам Металлургу удалось спастись. Летом же началась пора перемен, результатом которой станет преображение и настоящее возрождение команды.
Понимая, что добрая половина состава безнадежна и не имеет ни единого шанса воспринять его любимый комбинационный стиль, Костов устроил чистку рядов. Круифф, Гвозденович, Аилтон – не оправдавшие, а точнее полностью разочаровавшие игроки покинули команду. На их место Николай пригласил проверенных бойцов, переманив в Донецк сильнейших исполнителей чемпионата Кипра. Из АПОЭЛа в Металлург перебрались Константинос Макридис и Рикардо Фернандеш, из Анортосиса – Вильям Боавентура, из АЕКа – Санни Кингсли. В общем, болгарин лепил команду своими руками, причем стройматериалы ему приходилось приобретать в условиях жесткой экономии. За одно лето Металлург изменился до неузнаваемости, стал темной лошадкой, от которой даже признанные лидеры ждали сюрпризов. И с первых туров нового первенства дончане пустились в карьер. А из Костова получился очень даже неплохой наездник, умело и со знанием дела управляющий галопирующей командой.
Осень 2008 года, наверное, навеки войдет в историю Металлурга. Столь мощной и одновременно изящной команды не было в истории клуба из Восточной Украины. Шесть побед на старте чемпионата – такого результата от скромного донецкого коллектива не ожидал никто! Эксперты в один голос называли футбол в исполнении подопечных Костова самым зрелищным и эффектным в национальном первенстве. Но главное, что он был эффективным и приносил победы, по которым так соскучился клуб, в течение нескольких лет переживавший смуту. Металлург был настолько хорош, что его маленький, но очень уютный стадион стал собирать аншлаги. А ведь до прихода Костова на матчи второго по величине донецкого клуба ходили лишь единицы… В болельщицких кругах даже начали поговаривать, мол, зачем нам тот Шахтер, когда можно ходить на игры "душевного" Металлурга! И творцом этого феноменального подъема был Костов.
Эксперты в один голос называли футбол в исполнении подопечных Костова самым зрелищным и эффектным в национальном первенстве
Впечатляла и атмосфера внутри коллектива. Размолвки остались в прошлом – Костову удалось привить вверенной ему команде дружеские, а в чем-то даже семейные отношения. Ну, а комбинационный стиль игры дончан стал фирменным их почерком. Немногочисленные поклонники сине-белых буквально боготворили болгарина, нежданно-негаданно "свалившегося" на их головы.
Правда, "Металлургомания" завершилась столь же быстро, как и началась. На одном настроении далеко не уйдешь, так что ближе к концу сезона результаты Металлурга пошли на убыль. Команда, изможденная травмами, терпела из последних сил и таки удержала в своих руках высокое четвертое место, подарившее наставнику новый контракт (к слову, Костов до сих пор остается единственным тренером Металлурга, с которым продлили трудовое соглашение), а болельщикам радость еврокубковой осени.
Получилась она неоднозначной. С одной стороны Металлург продолжал демонстрировать свой фирменный футбол, но с другой – дончане потеряли характер. Изящные атаки, красивые голы – все это было в игре ребят Костова, но из-за глупых ошибок у своих ворот команда остановилась в шаге от группового этапа турнира. Непреодолимым барьером для дончан стала венская Аустрия. С этого момента и началось медленное, но уверенное падение Металлурга Костова.
Идеи комбинатора вечны
Тяжелый чемпионат, принесший восьмое место, описанное в начале повествования поражение в финале Кубка Украины, провал на старте очередного первенства – Костов понимал, что его дни в донецкой команде сочтены. Переживая настоящую депрессию, Николай потерял контроль над коллективом. "Я прошу ребят играть на победу, но они меня просто не слушают. Считаю, будет лучше, если я уйду", - такими были последние слова наставника после очередного невыносимо болезненного поражения Металлургов.
Эпоха Костова в донецком клубе подошла к концу, но его идеи живы и поныне. Тот толчок, который дал Металлургу болгарский наставник, читается в каждой атаке сине-белых. В команде осталось совсем немного игроков того, самого зрелищного, МетаДона, но дух тренерской мысли Костова витает над футбольным полем и поныне.
Сам же наставник прививает свой фирменный комбинационный стиль другой украинской команде. Теперь в руки Николая попали Карпаты. Интересно, удастся ли ему во Львове повторить путь, пройденный в Металлурге. По крайней мере первые шаги Костова обнадеживают.
Андрей Шкуренко, Football.ua
Досье
Николай Костов
Родился 2 июля 1963 года
Тренерская карьера (как главного тренера): Добруджа (1996-99), Анортосис (2002-03), Олимпиакос Никосия (2003-04, 2005-07), АЕК Ларнака (2004-05), Бананц (2007-08), Металлург Д (2008-10), Левски (2011-12), Карпаты (с 2012)
Достижения: обладатель Кубка Кипра (2002), финалист Кубка Украины (2010)
Мнение эксперта
Андрей Ткачук, полузащитник Карпат, подопечный Костова: "Главное, что с приходом Николая Костова у нас появилась своя игра, что придает уверенности: мы исправим допущенные ошибки. Костов очень спокойный человек как в быту, так и на тренировках. Он никогда не повышает голос, говорит все разумно, взвешенно и даже тихо. Однако всем понятно, чего наставник от нас требует. Такое сотрудничество является очень легким и приятным".
В материале использованы фото Football.ua и championat.com